Glaymore (glaymore) wrote,
Glaymore
glaymore

Categories:

Майкл Крайтон, "NEXT"

Вот честно хотел написать что-нибудь позитивное, но явно не судьба...

Скажу сразу, Крайтона я люблю и считаю хорошим неглупым писателем, который, что ценно, не эксплуатирует одну-две любимые темы, а постоянно пишет про разное. То у него медицинский триллер про борьбу с инопланетным вирусом, то производственный роман про авиаиндустрию, то исторический боевик про викингов... И всегда сюжет интересный, характеры яркие, знание предмета убедительное.

Ранние книжки у него вообще одна лучше другой - настоящая hard science at its best. В 90ых Крайтон несколько сдал и уклонился в попсу, но всё равно у него получалось очень неплохо. В последние годы ему поплохело совсем, State of Fear уже практически нельзя было читать. Но я всегда верю в лучшее, поэтому к новому генетическому триллеру Крайтона NEXT приступил с энтузиазмом.

Но увы, это не триллер. Это даже не роман. Это набор бессвязных глав длиной по 2-3-4 страницы, в каждой рассказывается про новых персонажей и про их проблемы. Первые страниц 50 читаешь с интересом, т.к. ожидаешь, что вот автор ввёл пять или шесть якобы независимых сюжетных линий, а вот сейчас он их ловко сплетёт между собой... А вот шиш. Дальше число сюжетных линий только множится, вот их уже десять, вот пятнадцать, связи между ними никакой нет, к концу автор уже забывает про те линии, которые у него были в начале книги, и просто бросает их на середине.Получается полная каша и бессвязица, структуры у романа нет никакой, это просто поток сознания и отдельные события из жизни ста отдельных человек.

Сюжеты все вращаются вокруг генетики и генной инженерии и их юридических и этических аспектов, но вместо науки и юриспруденции там какой-то дикий абсурд. То ученые выведут попугая, который умнее человека (дальше следуют приключения попугая, которые кончаются ничем), то скрестят человека с шимпанзе (следуют приключения шимпанзе-человека, которые кончаются ничем), то судят донора спермбанка за то, что он в 1970ых сдал сперму с каким-то редким генетическим дефектом, который обнаружили только в 2000ых, то научная лаборатория нанимает бандитов для поимки людей, чьи гены эта лаборатория запатентовала... Читать это всерьёз просто нереально.

Персонажи - настолько картонные, что хуже уже не бывает. Отличить их можно только по именам, да и то не всегда - в двух сюжетных линиях присутствует 11-летний мальчик по имени Джейми - но секрет в том, что это разные мальчики...

Творческим апофеозом Крайтона в этом поделии, безусловно, стала глава, посвящённая суду над педофилом-рецидивистом Майком Краули, анально изнасиловавшим двухлетнюю девочку. Майк появляется из ниоткуда на 5 страниц, все персонажи выливают на него по бочке говна, и Майк навсегда исчезает из книги, оставив читателя недоумевать "а что это было". Тут надо пояснить, что в реальной жизни Майк Краули - это критик, написавший разгромную рецензию на предыдущий опус Крайтона. Вот такие дела. Этические аспекты, значит. Были люди как люди, а стали уроды :-(

Пойду с горя перечитаю "Штамм Андромеда", старое золото не ржавеет.
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments