Glaymore (glaymore) wrote,
Glaymore
glaymore

Categories:

Н.К. Джемисин, "Каменные небеса" (N.K.Jemisin, The Stone Sky)

К третьей части стало совсем уже очевидно, что это не фентези про геологическую магию и мировые катастрофы, а чисто аллегорический роман про страдания чернокожих.

На уровне фентезийного нарратива книжка не работает совсем. Все постоянно тупят и совершают бессмысленное (например, к концу трилогии выясняется, что у одной из героинь фактически с самого начала имеется волшебный телепорт в любую точку мира, и все ее многолетние пешие блуждания по странам и континентам не имели смысла). Все конфликты решаются только несоразмерным массовым убийством (надо найти убежище для нескольких сотен беженцев? отлично, убьем магией все население миллионного города, вот нам и убежище). Все постоянно ненавидят друг друга и даже не пытаются коммуницировать, мирно решать проблемы. У ряда персонажей уровень психопатии доходит до «в мире так много горя и несправедливости, значит, пора УНИЧТОЖИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».

Экологическая тема тоже выглядит довольно абсурдно — оказывается, все геологические катастрофы в романе, они из-за того, что алчные капиталисты решили пробуриться в ядро матушки нашей Земли и качать оттуда дармовую энергию, но ядро-то оказалось ЖИВОЕ и ВЫСОКОРАЗВИТОЕ и ТОНКО ЧУВСТВУЮЩЕЕ! И оно как обидится, как начнет ломать кору и уничтожать жадных людишек! Вопрос «если ты такой мегамозг в миллиард триллионов тонн рабочей массы, почему ж ты раньше не попытался с людьми поговорить?» авторка не поднимает вообще. В этом мире, напомню, никто ни с кем не разговаривает, есть только два способа коммуникации — безжалостная эксплуатация рабов, пока не помрут, и массовое убийство, никаких других вариантов не существует.

Но вся эта чернушная дичь становится абсолютно понятна и логична, если перестать требовать от Джемисин внятного нарратива и начать просто воспринимать трилогию как поток эмоций черной феминистки, надрывный крик боли в бессвязных образах и картинках.

Тогда сразу все встает на свои места.

Вся ненависть героев к тем, кто их угнетает.

Все презрение к тем, кого угнетают они.

Весь страх. Вся злоба, омерзение, ярость, депрессия, боль.

Это просто такое сюрреальное отражение внутреннего мира писательницы.

В послесловии Джемисин прямо уже открытым текстом говорит, что все персонажи в этой книге выдуманы, но все эмоции — настоящие. Мне на этом месте прям жалко ее стало, у нее в голове, видимо, натуральный ад творится и она в этом аду живет :(

UPD. Хотел закончить отзыв словами «Совершенно непонятно, за что этой поэме ненависти к белым угнетателям можно было присудить даже одну Хьюго, а тем более уж целых ТРИ» — но, увы, это как раз абсолютно понятно.
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments