Glaymore (glaymore) wrote,
Glaymore
glaymore

Categories:

Пер Вале, Май Шеваль, цикл детективов про Мартина Бека

Трудно сказать, кто у кого списывал - то ли Макбейн у Вале с Шеваль, то ли шведы у Макбейна - но надо быть слепым, чтобы не заметить взаимное влияние этих монстров procedural novel. Те же сухие описания, те же бесконечные диалоги допросов, тот же суровый реализм полицейского быта, то же хладнокровное описание недугов общества (последний пункт у Вале и Шеваль выражен особо ярко, т.к. они оба были убеждённые социалисты, в хорошем смысле, и социальное устройство Швеции 60ых было им не особо по душе).

Procedural, конечно, жанр очень специфичный, на любителя. Далеко не всем интересно читать про то, как сыщики бесконечно ходят туда-сюда, разговаривают с людьми, изучают улики, составляют временные диаграммы. Никаких погонь с перестрелками в стиле Микки Спиллейна ждать не приходится, никаких гениальных озарений а-ля Эркюль Пуаро тут тоже не бывает. Только муторная кропотливая работа с людьми и предметами, где даже установление личности жертвы при неудачном раскладе может занять несколько недель, а поиск преступника тянется месяцами и часто ни к чему не приводит.

— Смерть наступила в результате удушения, — повторил Мартин Бек.
Он сидел за столом и рассматривал фотографии, которые Ольберг выгреб из кучи бумаг. На фотографиях были изображены шлюз, труп на клеенке, труп на столе в морге.
Мартин Бек положил фотографию, которую держал и руке, перед Ольбергом и сказал:
— Нужно обрезать и немного подретушировать это фото, здесь она выглядит получше. Потом придется обойти один дом за другим. Если она местная, должен же кто-нибудь ее узнать. Сколько человек ты можешь для этого выделить?
— Максимум троих, — сказал Ольберг. — Нас тут слишком мало.
Минуту они сидели молча. У Мартина Бека начал побаливать желудок, он вспомнил вечные разговоры жены о регулярном питании. Вот уже почти двадцать четыре часа, как он ничего не ел.


Странно, что детективы Вале и Шеваль почти не издавали в СССР, у нас они были в основном известны как авторы мрачных антиутопий ("Стальной прыжок", "Гибель 31 отдела"). Хотя казалось бы, беспроигрышный вариант - муж и жена, оба идейные марксисты, пишут детективы, показывающие гниль западного общества. Взять хотя бы Сименона, он у нас ровно за то же самое стал народным любимцем, хоть и не партийный, и, по слухам, вообще коллаборационист. А вот с Вале и Шеваль что-то не заладилось. Видимо, слишком брутальные темы поднимаются в их романах - от детской наркомании до педофилии, непривычного советского читателя не следовало пугать такими ужасами.
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments